Случайной
была встреча этих замечательных людей - трех зачинателей восточнославянского
книго-печатания: Ивана Федорова, Петра Тимофеева Мстиславца и Симона Альберта
Будного. Знаме-нательное это событие произошло в Вильнюсе в конце зимы или
начале весны 1566 г. Странствующие московские издатели-типографы после
длительного путешествия только что прибыли в столицу Великого княжества
Литовского и вели переговоры с местными властями об устройстве в здешних краях
славянского книгопечатного заведения. В это же время в Вильнюсе по делам службы
находился Симон Будный, ученый-гуманист, видный деятель реформаторского движения
в Литве, Белоруссии и Польше. Книгоиздательскими делами он интересовался
постоянно, сам был опытным типографом, поэтому тем для взаимополезного
разговора оказалось предостаточно, и участники встречи быстро нашли общий язык.
Будный был хорошо знаком с книгами, созданными Федоровым и Мстиславцем в
1564-1565 гг., он глубоко симпатизировал московским первопечатникам и высоко
ценил их подвижнический труд. Позже, в 1574 г. Будный расскажет об этой встрече
в комментариях к «Новому завету», напечатанному в Лоской типографии; о Федорове
и Мстиславце он упомянет и в других своих изданиях.
Сведения
о жизни и деятельности Симона Будного отрывочны. Литературных материалов о нем
сохранилось мало. О детских и юношеских годах Будного вообще ничего неизвестно.
Первое документальное свидетельство, в котором упоминается имя Будного, это
матрикуляционная книга Краковского университета, где перечислены все студенты
этого учебного заведения. В прославленный университет Симон Альберт Будный был
зачислен в 1544 г. Запись в матрикуляционной книге подтверждает, что родом он
был из Мазовии (есть там местечко под названием Будное). А так как в те времена
в университет принимали юношей, достигших четырнадцатилетнего возраста, то
можно определить и вероятный год рождения Будного - приблизительно 1530.
Краковский
университет (Ягеллонская академия) был одним из старейших в Европе (основан в
1364 г.) и славился прогрессивной системой обучения, своими знаменитыми
учеными, своими выпускниками. Учиться в этом заведении считали для себя великой
честью молодые люди из многих европейских стран: добрую половину студентов
университета составляли иностранцы — немцы, венгры, французы, швейцарцы. В
университете ощущалось влияние итальянского гуманизма. Среди профессоров и
студентов огромной популярностью пользовались произведения греческой литературы,
сочинения римских классиков.
Вероятно,
через два года (это обычный срок обучения), в 1546 г. Будный закончил
университет. Однако неизвестно, чем он занимался в течение последующих десяти —
двенадцати лет, по каким городам и весям странствовал. Лишь в 1558 г. мы вновь
сталкиваемся с Будным. К этому времени он, видимо, уже несколько лет жил в
Вильнюсе. Здесь он занимал должность катехиста (законоучителя) городской
протестантской общины. Он обучал грамоте детей, выступал с проповедями перед
горожанами.
Однажды
выступление энергичного проповедника привлекло внимание князя Николая
Радзивилла Черного. Как раз в тот период князь собирался организовать
типографию и на ее базе развернуть широкую пропаганду реформаторских идей.
Радзивилл пригласил Будного к себе на службу и назначил его «протестантским
министром». В 1559 г. Будный оставляет Вильнюс и переезжает в княжеское имение,
расположенное в Клецке (небольшом селении к востоку от Барановичей). В Клецке при
участии Будного был разработан детальный план организации типографии. Сначала
собирались открыть ее здесь же, в Клецке. Но затем план был изменен, и
типографию решили устроить в другом княжеском имении — в Несвиже (чуть севернее
Клецка).
Деятельность
Несвижской типографии стала заметным явлением в истории славянских культур.
Книги, вышедшие из ее стен, пользовались широкой популярностью среди народов,
населявших Великое княжество Литовское, Польшу. Издания эти были известны на
Московской Руси.
В
Несвижской типографии Будный принимал непосредственное участие по крайней мере
в выпуске двух книг: «Катехизиса» и «Об оправдании грешного человека перед
богом». Обе они вышли в свет в 1562 г. До наших дней сохранился только
«Катехизис». Известны одиннадцать экземпляров книги. Они хранятся в
Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина, Государственной публичной
библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Национальном музее Кракова и др. Что же
касается второй книги - «Об оправдании...», то в свое время был известен один
ее экземпляр и в начале XIX в. он был описан известным библиографом В. С.
Сопиковым. А затем следы книги окончательно затерялись и существует ли она
сейчас — сказать трудно. В конце шестидесятых годов в
издательско-типографской деятельности Будного наступает непродолжительный
перерыв. Он возглавляет одну из групп реформаторского движения, убежденно
выступает против феодального произвола и засилья церкви.
Будный
много странствовал. Он жил некоторое время в Заславле, Холхло. А осенью 1573 г.
обосновался в Лоске. Тогда же Будный стал руководителем замковой типографии,
среди работников которой были опытные печатники Даниель Ленчицкий (Будный был
знаком с ним еще по Несвижу) и Ян Карцан (впоследствии знаменитый типограф
Вильнюса). В эти годы были напечатаны многие произведения Будного, среди них —
«Про две сущности Христа», «Против крещения детей», «Об основных артикулах
христианской веры», «О светской власти» и др. Еретические настроения Будного все более
раздражали сильных мира сего и служителей церкви. В 1582 г. на синоде Будный
был обвинен в распространении «безбожных идей и поступков» и лишен сана
«министра». Он был вынужден уехать из Лоска. Но и после этих драматических
событий Будный не прекращает общественно-религиозную деятельность. Он продолжал
также заниматься литературным трудом и некоторые его сочинения все-таки увидели
свет.
Последний
известный факт из жизни Будного — участие в диспутах с иезуитами в Полоцке в
1589 г.
Умер
Симон Будный 13 января 1593 г. в небольшом местечке Вишневе, недалеко от Ошмян.
Симон
Будный уже при жизни был чрезвычайно популярной личностью. Как проповедник он
часто общался с народом и находил среди простых людей внимательных и
благодарных слушателей. Его имя пользовалось известностью в кругу европейских
ученых. Будный обладал широким кругозором, глубокими знаниями в различных
научных дисциплинах. Он настойчиво пытался сломать традиционные средневековые
представления о вселенной, боге, человеке. Блестящим полемист и оратор, Будный
отвергал всякую официальную схоластику и догматизм, высоко ценил свободные
творческие дискуссии. «Необходимо подвергать испытанию все, с чем вы имеете
дело, — горячо утверждал Будный. — В противном случае мы не только не избавимся
от заблуждений, но еще больше погрязнем в них». «Я не вижу причины, почему
противоположные мнения могут помешать сотрудничеству людей». Язвительно
характеризовал он такие «научные» споры, когда «всем затыкают рты, а свободно
высказаться позволяют одному или нескольким».
Предшественник
Будного великий белорусский просветитель Франциск Скорина заложил основы
демократических традиций в отечественном книгопечатании. На это наследие
опирался Будный в своем литературном и издательском творчестве. Будный был
талантливым переводчиком, тонким текстологом и толкователем древних книг. Он,
подобно Скорине, бережно относился к родному «здавна славному» языку. Считал,
что книги нужно сочинять так, чтобы народу они были понятны. Как и Скорина,
Будный был последовательным поборником единства культур славянских народов.
Самые
важные, самые значительные факты и события истории нашей Родины навсегда
остаются в памяти поколений. В 1582 г. церковь полной мерой рассчиталась с
вольнодумцем. Будный был лишен сана, его книги жгли на кострах.
А
ровно через четыре столетия, в 1982 г. потомки воздвигли «великому еретику»
памятник в Несвиже — городе, где начиналась типографская деятельность Симона
Будного.
Источник: maxbooks.ru
Литература
о жизни Симона Будного
Дубянецкі,
Э. Сымон Будны / Э. Дубянецкі // Асветнікі Беларусі. Сымон Будны. Васіль Цяпінскі.
Іпацій Пацій : для сярэд. і ст. шк. зросту / Э. Дубянецкі. – Мінск : Бел. энцыкл. імя П.Броўкі, 2016. – С. 325 - 25.
Марціновіч,
А. Паходня, запаленая ў змроку : Сымон
Будны / А. Мар-ціновіч // Хто мы, адкуль мы
: гіст. эсэ, нарысы : у 2 кн. Кн. 1.
/ А. Марціновіч. - Мінск : Полымя, 1996. - С. 37- 49.
Мяснікоў,
А. Сымон Будны (1530-1593) : вучоны і
ідэолог / А. Мяснікоў // Сто асоб беларускай гісторыі : гістарычны партрэт / А.
Мяснікоў. - Мінск : Литература и Искусство, 2008. - С. 50 - 53.
Чаропка,
В. “Працу маю лепш ацэняць нашчадкі” :
Сымон Будны / В. Ча-ропка // Лёсы
ў гісторыі / В. Ча-ропка. - Мінск : Беларусь, 2005. - С. 163 - 169.
Комментариев нет:
Отправить комментарий