Симон Будный



Случайной была встреча этих замечательных людей - трех зачинателей восточнославянского книго-печатания: Ивана Федорова, Петра Тимофеева Мстиславца и Симона Альберта Будного. Знаме-нательное это событие произошло в Вильнюсе в конце зимы или начале весны 1566 г. Странствующие московские издатели-типографы после длительного путешествия только что прибыли в столицу Великого княжества Литовского и вели переговоры с местными властями об устройстве в здешних краях славянского книгопечатного заведения. В это же время в Вильнюсе по делам службы находился Симон Будный, ученый-гуманист, видный деятель реформаторского движения в Литве, Белоруссии и Польше. Книгоиздательскими делами он интересовался постоянно, сам был опытным типографом, поэтому тем для взаимополезного разговора оказалось предостаточно, и участники встречи быстро нашли общий язык. Будный был хорошо знаком с книгами, созданными Федоровым и Мстиславцем в 1564-1565 гг., он глубоко симпатизировал московским первопечатникам и высоко ценил их подвижнический труд. Позже, в 1574 г. Будный расскажет об этой встрече в комментариях к «Новому завету», напечатанному в Лоской типографии; о Федорове и Мстиславце он упомянет и в других своих изданиях.
Сведения о жизни и деятельности Симона Будного отрывочны. Литературных материалов о нем сохранилось мало. О детских и юношеских годах Будного вообще ничего неизвестно. Первое документальное свидетельство, в котором упоминается имя Будного, это матрикуляционная книга Краковского университета, где перечислены все студенты этого учебного заведения. В прославленный университет Симон Альберт Будный был зачислен в 1544 г. Запись в матрикуляционной книге подтверждает, что родом он был из Мазовии (есть там местечко под названием Будное). А так как в те времена в университет принимали юношей, достигших четырнадцатилетнего возраста, то можно определить и вероятный год рождения Будного - приблизительно 1530.
Краковский университет (Ягеллонская академия) был одним из старейших в Европе (основан в 1364 г.) и славился прогрессивной системой обучения, своими знаменитыми учеными, своими выпускниками. Учиться в этом заведении считали для себя великой честью молодые люди из многих европейских стран: добрую половину студентов университета составляли иностранцы — немцы, венгры, французы, швейцарцы. В университете ощущалось влияние итальянского гуманизма. Среди профессоров и студентов огромной популярностью пользовались произведения греческой литературы, сочинения римских классиков.
Вероятно, через два года (это обычный срок обучения), в 1546 г. Будный закончил университет. Однако неизвестно, чем он занимался в течение последующих десяти — двенадцати лет, по каким городам и весям странствовал. Лишь в 1558 г. мы вновь сталкиваемся с Будным. К этому времени он, видимо, уже несколько лет жил в Вильнюсе. Здесь он занимал должность катехиста (законоучителя) городской протестантской общины. Он обучал грамоте детей, выступал с проповедями перед горожанами.
Однажды выступление энергичного проповедника привлекло внимание князя Николая Радзивилла Черного. Как раз в тот период князь собирался организовать типографию и на ее базе развернуть широкую пропаганду реформаторских идей. Радзивилл пригласил Будного к себе на службу и назначил его «протестантским министром». В 1559 г. Будный оставляет Вильнюс и переезжает в княжеское имение, расположенное в Клецке (небольшом селении к востоку от Барановичей). В Клецке при участии Будного был разработан детальный план организации типографии. Сначала собирались открыть ее здесь же, в Клецке. Но затем план был изменен, и типографию решили устроить в другом княжеском имении — в Несвиже (чуть севернее Клецка).
Деятельность Несвижской типографии стала заметным явлением в истории славянских культур. Книги, вышедшие из ее стен, пользовались широкой популярностью среди народов, населявших Великое княжество Литовское, Польшу. Издания эти были известны на Московской Руси.
В Несвижской типографии Будный принимал непосредственное участие по крайней мере в выпуске двух книг: «Катехизиса» и «Об оправдании грешного человека перед богом». Обе они вышли в свет в 1562 г. До наших дней сохранился только «Катехизис». Известны одиннадцать экземпляров книги. Они хранятся в Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина, Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Национальном музее Кракова и др. Что же касается второй книги - «Об оправдании...», то в свое время был известен один ее экземпляр и в начале XIX в. он был описан известным библиографом В. С. Сопиковым. А затем следы книги окончательно затерялись и существует ли она сейчас — сказать трудно. В конце шестидесятых годов в издательско-типографской деятельности Будного наступает непродолжительный перерыв. Он возглавляет одну из групп реформаторского движения, убежденно выступает против феодального произвола и засилья церкви.
Будный много странствовал. Он жил некоторое время в Заславле, Холхло. А осенью 1573 г. обосновался в Лоске. Тогда же Будный стал руководителем замковой типографии, среди работников которой были опытные печатники Даниель Ленчицкий (Будный был знаком с ним еще по Несвижу) и Ян Карцан (впоследствии знаменитый типограф Вильнюса). В эти годы были напечатаны многие произведения Будного, среди них — «Про две сущности Христа», «Против крещения детей», «Об основных артикулах христианской веры», «О светской власти» и др. Еретические настроения Будного все более раздражали сильных мира сего и служителей церкви. В 1582 г. на синоде Будный был обвинен в распространении «безбожных идей и поступков» и лишен сана «министра». Он был вынужден уехать из Лоска. Но и после этих драматических событий Будный не прекращает общественно-религиозную деятельность. Он продолжал также заниматься литературным трудом и некоторые его сочинения все-таки увидели свет.
Последний известный факт из жизни Будного — участие в диспутах с иезуитами в Полоцке в 1589 г.
Умер Симон Будный 13 января 1593 г. в небольшом местечке Вишневе, недалеко от Ошмян.
Симон Будный уже при жизни был чрезвычайно популярной личностью. Как проповедник он часто общался с народом и находил среди простых людей внимательных и благодарных слушателей. Его имя пользовалось известностью в кругу европейских ученых. Будный обладал широким кругозором, глубокими знаниями в различных научных дисциплинах. Он настойчиво пытался сломать традиционные средневековые представления о вселенной, боге, человеке. Блестящим полемист и оратор, Будный отвергал всякую официальную схоластику и догматизм, высоко ценил свободные творческие дискуссии. «Необходимо подвергать испытанию все, с чем вы имеете дело, — горячо утверждал Будный. — В противном случае мы не только не избавимся от заблуждений, но еще больше погрязнем в них». «Я не вижу причины, почему противоположные мнения могут помешать сотрудничеству людей». Язвительно характеризовал он такие «научные» споры, когда «всем затыкают рты, а свободно высказаться позволяют одному или нескольким».
Предшественник Будного великий белорусский просветитель Франциск Скорина заложил основы демократических традиций в отечественном книгопечатании. На это наследие опирался Будный в своем литературном и издательском творчестве. Будный был талантливым переводчиком, тонким текстологом и толкователем древних книг. Он, подобно Скорине, бережно относился к родному «здавна славному» языку. Считал, что книги нужно сочинять так, чтобы народу они были понятны. Как и Скорина, Будный был последовательным поборником единства культур славянских народов.
Самые важные, самые значительные факты и события истории нашей Родины навсегда остаются в памяти поколений. В 1582 г. церковь полной мерой рассчиталась с вольнодумцем. Будный был лишен сана, его книги жгли на кострах.
А ровно через четыре столетия, в 1982 г. потомки воздвигли «великому еретику» памятник в Несвиже — городе, где начиналась типографская деятельность Симона Будного.
Источник: maxbooks.ru

Литература о жизни Симона Будного
Дубянецкі, Э. Сымон Будны / Э. Дубянецкі // Асветнікі Беларусі. Сымон Будны. Васіль Цяпінскі. Іпацій Пацій : для сярэд. і ст. шк. зросту / Э. Дубянецкі. – Мінск : Бел. энцыкл. імя П.Броўкі, 2016. – С. 325 - 25.
Марціновіч, А.  Паходня, запаленая ў змроку : Сымон Будны / А. Мар-ціновіч // Хто мы, адкуль мы  : гіст. эсэ, нарысы : у 2 кн. Кн. 1.  / А. Марціновіч. - Мінск : Полымя, 1996. - С. 37- 49.
Мяснікоў, А.  Сымон Будны (1530-1593) : вучоны і ідэолог / А. Мяснікоў // Сто асоб беларускай гісторыі : гістарычны партрэт / А. Мяснікоў. - Мінск : Литература и Искусство, 2008. - С.  50 - 53.
Чаропка, В.  “Працу маю лепш ацэняць нашчадкі” : Сымон Будны / В. Ча-ропка // Лёсы ў гісторыі / В. Ча-ропка. - Мінск : Беларусь, 2005. - С. 163 - 169.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий