Михаил Владимирович Борисов

        Борисов Михаил Владимирович - заместитель командира авиационной эскадрильи 51-го Таллинского минно-торпедного авиационного полка (8-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Краснознамённого, Балтийского флота), лейтенант.

      Родился 16 апреля 1923 года в деревне Наровчизна (ныне в сельсовете деревни Козенки) Мозырского района Гомельской области (Беларусь) в семье служащего. Белорус. Окончил 8 классов, в марте 1941 го-да - Гомельский аэроклуб. На военно- морском флоте с 1941 года. В 1943 году окончил Ельское военно-морское авиационное училище в звании сержанта и был направлен на курсы по переучиванию на пикирующие бомбардировщики Пе-2.
   После окончания курсов в августе 1943 года М.В.Борисову было присвоено звание младшего лейтенанта, и он был направлен на Северный флот, в 13-й истребительный авиационный полк. Вскоре этот полк был переименован во 2-й перегоночный полк, занимавшийся перегонкой американских двухмоторных ударных самолётов A-20G «Бостон», поставлявшихся по ленд-лизу, из Красноярска на Северный и Балтийский флоты. За год службы в перегоночном полку М.В.Борисов перегнал 25 самолётов и был награждён медалью «За боевые заслуги».
     В августе 1944 года младший лейтенант М.В.Борисов был направлен на фронт, на Балтику, в 51-й минно-торпедный авиа-ционный полк. После тренировки на учебном полигоне в Новой Ладоге в сбрасывании торпед и бомбометании был назначен командиром звена и одновременно заместителем командира эскадрильи. Летал, как и весь полк, на "Бостоне". Первый боевой вылет совершил в сентябре 1944 года в паре с младшим лейтенантом А.А.Богачёвым. Пара атаковала вражеский корабль в Финском заливе. Атака прошла неудачно - торпеда, сброшенная Борисовым, утонула, а бомба, сброшенная топ-мачтовиком Богачёвым, не попала в корабль.
    15 сентября 1944 года на боевое задание вылетела пара самолетов - лейтенант М.В.Борисов и его ведомый - лейтенант С.П.Пудов. В районе острова Готланд они обнаружили и атаковали фашистский тральщик. Было отмечено попадание бомб в корабль.
  Вскоре войска Ленинградского, 1-го Прибалтийского фронтов и моряки Краснознамённого Балтийского флота перешли в наступление по освобождению Эстонии в общем направлении на Таллин. Войска Ленинградского фронта освобождали столицу Эстонии, а лётчики полка топили фашистский транспорт, эвакуировавшие войска и технику противника. На аэродроме круглые сутки не утихал гул моторов. Летчики и техники работали с полной отдачей сил.
   22 сентября 1944 года экипаж М.В.Борисова, вылетев в группе командира полка майора Ф.И.Ситякова, в паре с младшим лейтенантом А.А.Богачёвым потопили вражеский транспорт водоизмещением 7000 тонн и сторожевик. При повторном полете в тот же день майором Ситяковым, летчиками Борисовым, Богачёвым и Пудовым было уничтожено самое крупное судно из фашистского каравана - океанский теплоход водоизмещением 15000 тонн. Две торпеды и несколько бомб почти одновременно попали в теплоход, хотя корабли конвоя охраняли его. Не помогли и маневры капитана теплохода. Самолёты еще не вышли из зоны огня зенитной артиллерии, как последовали два мощных взрыва, и судно ушло на дно Балтики. В тот же день Таллин был освобождён, и 51-й минно-торпедный полк получил наименование Таллинского.
     Вскоре после этого М.В.Борисову было присвоено звание лейтенанта. Освободив Таллин, войска Ленинградского фронта продолжали стремительное преследование отступавшего врага и быстро продвигались на запад и юго-запад, завершая освобождение Эстонии. Полк продолжал наносить торпедно-бомбовые удары по фашистским транспортам и кораблям, прорывавшимся в открытое море. Основные перевозки противник осуществлял морским путем: из портов Пярну, Рига, Кингисепп на остров Сааремаа через Рижский залив и Ирбенский пролив. Над Рижским заливом полк проводил боевые операции вплоть до освобождения Риги.
    Незадолго до освобождения Риги, в начале октября 1944 года пара М.В.Борисов - Д.К.Башаев в районе южного берега Ирбенского пролива обнаружила караван, идущий к Риге. Торпедоносцы атаковали его и потопили транспорт водоизмещением 6000 тонн.
    В эти же дни М.В.Борисов во время разведывательного полёта нас-тиг под Ригой транспорт с боеприпасами и взорвал его.
     15 ноября 1944 года экипаж М.В.Борисова вылетел на разведку, провёл в воздухе более трёх часов и доставил командованию полка ценные сведения в северной части Балтийского моря.
   20 ноября вражеские «карманные» линкоры «Лютцов» и «Адмирал Шеер» в сопровождении 6 эсминцев и других кораблей появились у западного берега полуострова Сырве и произвели массированный обстрел тяжёлыми снарядами на наши наступавшие войска, заставив их начать отход. Лейтенант М.В.Борисов упросил командование полка, несмотря на нелётную погоду, разрешить ему вылет. После долгих поисков он обнаружил линкоры и сообщил их координаты. Вражеская эскадра была настигнута пикирующими бомбарди-ровщиками, штурмовиками и торпедоносцами и разгромлена. Оба линкора получили серьёзные повреждения.
     После освобождения Эстонии полк продолжал вести боевые действия на территории Латвии и Литвы. В конце 1944 и в начале 1945 года основными районами боевых действий 51-го Таллинского минно-торпедного полка были Лиепая, Ирбенский пролив, Клайпеда, Данцигская бухта. Лиепая - самый крупный порт, питавший прижатую к морю вражескую курляндскую группировку. Разведка установила, что фашисты усилили морские перевозки    сюда из портов Северной Германии.
  Полк наносил торпедно-бомбовые удары по морским коммуни-кациям, идущим к Лиепае, и по самому порту. 14 декабря 1944 года на Лиепаю совершила налёт группа заместителя командира третьей эскадрильи лейтенанта М.В.Борисова, которая потопила три вражеских транспорта общим водоизмещением 16 000 тонн.
   К январю 1945 года М.В.Борисов совершил 17 боевых вылетов, торпедами потопил 5 транспортов противника.
      Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года за мужество и героизм, проявленные при нанесении торпедных ударов по вражеским кораблям и транспортам, Борисову Михаилу Владимировичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5876).
    К концу 1944 года немецко-фашистское командование, ослабив бое-вой состав кораблей на других театрах, сосредоточило значительные силы своего флота на Балтийском море. Основная часть вражеского флота базировалась в портах и военно-морских базах, находившихся в южной и западной части Балтийского моря (Пиллау, Данциг, Гдыня, Свинемюнде). В Лиепае и Вентспилсе находились тральщики и сторожевые корабли, осуществлявшие оборону подходов к базам и борьбу с нашей авиацией, а также с подводными лодками.
   15 января 1945 года группе М.В.Борисова в составе четырёх само-лётов была поставлена задача уничтожить  вражеские транспорты, обнаруженные разведкой в Данцигской бухте. Лётчики обнаружили караван в районе Гдыни. М.Б. Борисов со своим напарником лейтенантом В.Кулиничем прошёл в атаку на концевой транспорт водоизмещением 6000 тонн и потопил его.
   15 февраля М.В.Борисов на «свободной охоте» обнаружил в море и потопил транспорт водоизмещением 6000 тонн.
      В конце февраля разведка обнаружила конвой, идущий из Лиепаи. Во взаимодействии с пикирующими бомбардировщиками и штур-мовиками торпедоносцы атаковали его. М.В.Борисов в паре с лётчиком младшим лейтенантом В.П.Полюшкиным потопили транспорт водоизмещением 6000 тонн.
   В марте 1945 года М.В.Борисов в составе группы из четырёх торпедоносцев вылетел для нанесения удара по кораблям противника во главе с тяжёлым крейсером «Принц Ойген» в Данцигской бухте. В результате торпедно­бомбовой атаки крейсер был повреждён, один вражеский эсминец потоплен. В апреле-мае 51-й минно-торпедный полк наносил удары по блокированной Курляндской вражеской группировке и коммуникациям, идущим к портам Либава и Вентсгшлс. Последний мощный удар был нанесён по кораблям врага в военно-морской базе Свинемюнде. На его рейде находились линкор «Шлезиен», крейсер «Принц Ойген», вспомогательный крейсер «Орион», эсминцы, сторожевые корабли и катера, тральщики, быстроходные десантные баржи, до десяти транспортов водоизмещением в 5000-8000 тонн каждый танкер, госпитальное судно.  Кроме того, в самом порту Свинемюнде находились шесть транспортов и группа кораблей (до 30-40 вымпелов). Из штаба дивизии полк получил приказ: нанести торпедно-бомбовый удар по линкору «Шлезиен» с целью его уничтожения.
      4 мая 1945 года линкор «Шлезиен» и другие корабли, находившиеся на рейде, последовательно атаковали три ударные группы самолётов полка при поддержке штурмовиков. Штурмовики с ходу начали обстрел целей, обеспечивая атаку торпедоносцев и топ-мачтовиков.  С дистанции 4-5 километров по команде с самолета управления звенья старших лейтенантов Фоменко и Борисова легли на боевой курс атаки. Топ-мачтовики развили максимальную скорость и с дистанции 250 - 300 метров сбросили бомбы. Торпедоносцы пустили торпеды по цели с дистанции 800 - 1000 метров и направились в зону сбора. Самолёты полка в общей сложности сбросили за день 41 авиабомбу крупного калибра и четыре торпеды. Линкор «Шлезиен» был потоплен торпедой и шестью бомбами. Кроме него были потоплены крейсер «Принц Ойген» и несколько других кораблей и транспортов.
  8 мая 51-й минно-торпедный авиационный полк всем составом совершил   налёты на порты острова Борнхольм Ренне и Нексе. На этом война для него закончилась.
  После окончания Великой Отечественной войны М.В.Борисов про-должил службу в ВВС. В 1947 году окончил Высшие офицерские курсы ВВС Военно-Морского флота. После окончания курсов капитан М.В.Борисов служил на Северном флоте. Через три года его назначили командиром учебного отряда Высших лётно-тактических курсов. Ещё через 8 лет майор М.В.Борисов был назначен командиром отдельной авиационной эскадрильи ВВС Черноморского флота.
   С 1960 года подполковник М.В.Борисов - в запасе.  С 1966 года жил в Ялте. Работал начальником штаба гражданской обороны, руководителем предприятий сферы обслуживания. Вёл большую работу по военно- патриотическому воспитанию молодёжи.
   Скончался 16 апреля 2012 года. Является Почётным гражданином городов Мозырь и Ялта.
    Награждён орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 -й степени, двумя орденами Красной Звезды,  медалями.


копия письма
ЗДРАВСТВУЙТЕ,  НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ!
Вы поставили довольно сложную задачу, так как за 40 лет у меня осталось очень мало фотографий. Многие следопыты и их руко­водители, обещая снять копии фотокарточки ,  и оригиналы вернуть мне, так и не возвращали их, поэтому запас фотографий уменьшился  до минимума.
 В отношении моей довоенной жизненной деятельности могу сообщить следующее. 
В 1930 году в нашей местности началась коллективизация.
Моя деревня Наровчизна вошла в польский сельсовет и естественно в нашей деревушке была создана школа на польском языке, помещалась она в доме кулака, которого выслали. Класс был один, где занима­лись все классы от первого до второго. Закончил 2 класса, потом отец отправил меня учиться в д.Козенки, где было 4 класса и также занимались в одной комнате. Парты стояли в 4 ряда - каждый ряд был класс и один учитель на все классы.
          В 1934 году в Козенках закончил 4 класса и был направлен в школу № 7 г.Мозыря. Отец работал фельдшером в инфекционной больнице г.Мозыря.
       В 1935-году переехали на постоянное место жительства в г. Мо-зырь. Занимался в нескольких школах: № 7,8,1. 
           В 1939 году вступил в комсомол.
      В октябре 1940 года по комсомольс­кой рекомендации поступил в Гомельский аэроклуб, который закончил с отличием в апреле 1941 года.
      С мая 1941 года курсант Военно- Морского авиационного училища им.Сталина г. Ейск Ростовской области.    
     В сентябре 1941 года,  когда немцы заняли город Таганрог,  нас перевели в училище им.Леваневского, которое закончил в мае 1943 года.
      Затем служба в Военно-Морской авиации, служил на Балтийском, Северном и Черноморском флотах. Закончил службу 31 декабря 1960года.  Участник Отечественной войны на Краснознаменном Балтийском флоте с 13 августа 1944 года по 9 мая 1945 года.
   В 1952 году присвоено звание летчик первого класса. Сейчас подполковник в отставке.
         За период боевых действий совершил 47 боевых вылетов и потопил 9 транспортов противника общим водоизмещением 63 000 тонн,  2 транспорта повреждено водоизмещением -  1700 тонн.
     Участвовал в потоплении линкора "Шлезиен".

                Правительственные награды: 

  • орден "Ленина" и медаль "Золотая звезда";
  • присвоено звание Герой Советского Союза 6 марта 1945 года;
  •  четыре ордена "Красное знамя" за потопление транспортов противника;
  • два ордена "Красная звезда" – один -  за полеты в сложных условиях днем и ночью, (сложные метеоусловия днем Н=50 м, ночью - Н = ICO м видим. 1000 м.)   "Н" - высота облачности,  второй  -  за выслугу лет;
  • две медали "За боевые заслуги" - одна за перегонку самолетов из г.Красноярска на фронт (перегнал 17 самолётов на расстояние свыше 3 000 км); вторая - за выслугу лет;
  •  девять других медалей.

        Всего 18 правительственных наград.
            Решением Мозырского исполкома от 15.04.82 года № 141 присвоено звание Почетного Гражданина города Мозыря.
    После службы в Советской Армии работал в Симферопольском объединенном авиаотряде на должностях:                                         
  • начальник неквалифицированного аэропорта, затем начал  агенства аэрофлота  г. Евпатория;
  • в 1966 году начальник  агенства  аэрофлота г. Ялта, работал до апреля 1970 года.
    С апреля 1970 года работал в Управлении санаториями и домами отдыха в Крыму Четвертого главного управления при Минздраве СССР, где и продолжаю работать помощником начальника управления по гражданской обороне.
   Родственники в г.Мозыре должны быть двоюродные братья и сестры, но  уже порядка 20 лет связь с ними не поддерживаю.
    Могу сообщить фамилию двоюродного брата, который должен прожи­вать в г.Мозыре по ул.Пролетарской -  работал бухгалтером -  Робак  Роман Карлович, а через него вы можете узнать обо всех.
        В отношении боевых эпизодов вы сможете узнать в журнале "Наш современник" издания 1978 года. В журнале № 5 и №6 напечатана документальная повесть "Торпедоносцы",  автор Павел Цупко.
    Другие книги не буду вам называть, так как там повторяются эпизоды.
   Белорусское радио и телевидение в I960 или 1981 году сняли телевизионный фильм, который называется «Внимание, в атаку!» накануне дня Победы. Белорусское и Крымское телевидение трансли­ровали этот фильм. Вот кажется все вопросы, которые вы просили ответить.
       Высылаю 16 фотокарточек, которые вы должны мне вернуть. Фо-то Замыки П.А. высылаю вам с просьбой, узнать, где живет его мама, а она раньше жила в районе кабельного завода г.Мозыря и сообщить ей или родственникам о времени и месте гибели Замыко Петра А.  1923 года рождения.
          С ним я раньше вместе учился в аэроклубе, затем поступили в одно авиационное учили­ще, он попал в истребительную авиацию, а я в бомбардировочную и наши пути разошлись и мы потеряли друг друга.  Вот только недавно прочитал в книге о его гибели. Привожу выдержку из книги «Авиация ВМФ  в Великой Отечественной войне». Воениздат 1983 г «Сопровождение пикировщиков при ударе по железнодорожному мосту 21 мая 1943 года г.Нарва Эстонской ССР».
      «Несколько опасных атак по пикировщикам предотвратил старший сержант П.А.Замыка. В бою с двумя Ф-В-190 его самолет был сбит».   Летал Замыко П.А. на самолете-истребителе ЯК-7 в 21-м  истребительном авиаполку в минно-торпедной дивизии КБФ.
      Вот всё, что мне удалось узнать.

 С уважением Борисов.

26.03.84года.     
     

Комментариев нет:

Отправить комментарий